Выбор колесного диска
В наши дни большинство производителей автомобилей комплектуют свою продукцию стальными штампованными дисками, ну а установка легкосплавных дисков уже предлагается как дополнительная услуга. Но не стоит забывать о том, что помимо “изящного” дизайна, легкосплавный диск имеет ряд значимых преимуществ перед стальным. Так что же стоит знать при выборе и покупке колесного диска? Попробуем в этом разобраться.
Плюсы и минусы
Колёсные диски различаются по технологии изготовления – стальные сварные (штампованные, прокатные), литые и кованные. Существуют так же литые и кованые диски, выполненные из магниевых сплавов.
Стальные диски
Возможность отрихтовать стальной диск после деформации, ну а так же тот факт, что при ударе такие диски не трескаются, а мнутся, является основным достоинством стального колеса. Низкая стоимость стального диска, так же является неоспоримым плюсом.
К недостаткам стальных колёс можно отнести низкую коррозийную стойкость, большой вес (около 6-6,5 кг.) и невыразительный дизайн.
Литые диски
Вес литого диска на 15-30 процентов легче, чем у аналогичного стального. Это приводит к тому, что неподрессоренная масса становится меньше и благоприятно сказывается на работе подвески. Так как имея меньший момент инерции, колесо быстрее реагирует на возвратные действия амортизаторов, тем самым быстрее восстанавливая контакт с дорогой.
Легкие сплавы обладают хорошей теплопроводностью. Таким образом, легкосплавные диски обеспечивают лучшее охлаждение тормозных дисков и суппортов.
Основными недостатком литых дисков является их хрупкость. При сильном ударе литой диск может просто расколоться. А с нашими то дорогами – так же к недостатку можно отнести и относительно большую стоимость таких дисков.
Кованые диски
Процесс изготовления кованых дисков использует технологию горячей объёмной штамповки, называемой иначе ковкой.
Кованые диски легче и прочнее литых – это их главное достоинство. Но в то же время, они и дороже. При сильных ударах кованый диск не мнется и не трескается, так как в диске отсутствуют скрытые раковины и поры как у литого диска.
Литые и кованые диски из магниевых сплавов
Магниевые диски легче и прочнее чем диски из алюминиевых сплавов. Но их основной недостаток, из-за которого они не нашли широкого применения, это – низкая коррозионная стойкость. На такие диски не рекомендуется ставить стальные балансировочные грузики, так как образовавшаяся химическая пара “магний-сталь” приводит к ускорению процесса разрушения диска. Для защиты диска от окружающей среды, весь диск покрывается защитными лаками или красками, а это приводит к увеличению стоимости магниевого колеса.
Подбор диска
При покупке легкосплавного диска необходимо учесть целый ряд параметров, а именно:
- диаметр центров крепежных отверстий
- количество и диаметр крепежных отверстий
- диаметр отверстия под ступицу DIA
- вылет колеса ET
Характеристика диска
Характеристика диска задается строкой вида: 5,5Jx15H2 ET30. Где,
5.5 – Ширина обода в дюймах (стандартный ряд: 3,5;4,0;4,5;5,0;5,5;6,0;6,5;7,0).
J – Форма бортовой закраины обода (может быть: JJ, JK, K или L).
15 – диаметр обода в дюймах (стандартный ряд: 10, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19).
H2 – код конструкции хампов (вариации: H, FH, AH, . “Хампы” – кольцевые выступы для дополнительной фиксации бортов бескамерной шины.
ET30 – вылет колеса в мм. (может обозначаться как OFFSET).
DIA
Диаметр центрального отверстия под ступицу (DIA) указывается в мм. Как правило, диски выпускаются с отверстием большого диаметра и комплектуются специальными переходными кольцами.
PCD
Формула колеса (PCD) включает в себя количество крепежных отверстий и диаметр расположения центров крепежных отверстий колеса в мм. Например, обозначение PCD 4/100 указывает, что крепежных отверстий 4, а диаметр центров крепежных отверстий 100 мм. Параметр PCD обязательно должен соответствовать автомобилю! Стоит заметить, что если диаметр расположения отверстий будет отличатся на 2-3 мм., то колесо при движении будет вызывать биение и может привести к отрыву. Болты крепления для легкосплавных дисков длиннее, чем для стальных.
Что бы определить параметр PCD нужно измерить расстояние между отверстиями и умножить его на коэффициент:
для 3-х отверстий – 1,155
4-х – 1,414
5-и – 1,701
ET
Вылет колеса (ET) – расстояние от плоскости симметрии обода до плоскости прилегания к фланцу ступицы. Вылет может быть как положительным, так и отрицательным, указывается в мм. Параметр рассчитывается производителем для каждой модели автомобиля индивидуально. Возможно, но не рекомендуется, установить на автомобиль диск с нештатным значением вылета, получая при этом увеличение колеи и повышая этим устойчивость в повороте. Установка диска с уменьшенным вылетом приводит к увеличению нагрузки на подвеску и уменьшению ресурса ступичных подшипников. На некоторые автомобили, с тормозным суппортом большого размера, установка диска с уменьшенным вылетом может привести к тому, что суппорт не уберется внутрь диска. Допускается уменьшение вылета на 5-7 мм.
Перед покупкой
Определение параметров диска желательно проводить со специалистом, разбирающимся во всех нюансах.
При покупке дисков обязательно проверьте маркировку.
Должны присутствовать:
- название завода изготовителя
- товарный знак
- знак соответствия стандарту
- дата изготовления диска
Желательно так же, перед сборкой диска с резиной, проверить, как он встанет на Ваш автомобиль.