Главное меню


Штампованные и литые диски

Любой автолюбитель рано или поздно сталкивается с проблемой выбора и покупки шин. При этом многие одновременно с шинами хотят приобрести ещё и колёсные диски. Это правильно. Потому, что собрав колёса один раз в последующем вы будете экономить свои деньги и время, не выстаивая два раза в год огромные очереди в шиномонтаже. Вам будет достаточно отбалансировать колёса (а это можно сделать заблаговременно, не дожидаясь “сезона” смены шин) и поменять их в любом автосервисе или даже самим – самостоятельно. К тому же, установив на машину, например, диски литые вы можете значительно улучшить вешний вид своего авто.
Но тут же возникает вопрос – как правильно подобрать диски для своей машины?

Штампованные и литые диски
Размеры штампованных и литых дисков.

Начнём с того, какие именно колёса Вы хотите – литые диски или штампованные? И у тех и у других есть свои минусы и плюсы. Положительные стороны штампованных дисков в их простоте и надёжности – даже при повреждении диска (вмятины) его форму можно восстановить, прокатав на специальном станке, а в полевых условиях даже просто молотком. Также, в большинстве случаев, штамповка дешевле своего литого аналога. Из минусов можно отметить “банальность” внешнего вида, как правило, больший вес и то, что такой диск крайне неудобно мыть изнутри, а в зимний период это особенно актуально. С литыми дисками всё противоположно. Плюсы: огромный выбор дизайнов и даже цветов, меньший вес (15-30 процентов) и удобство обслуживания. Минусы: литые диски более дороги и в случае повреждения не поддаются ремонту. Повреждённый диск необходимо заменить новым, хотя в настоящее время многие мастерские предлагают произвести ремонт литых дисков. Мы не советуем этого делать из-за особенностей технологии производства литых дисков, но это уже тема для другой статьи.
А сейчас, допустим, с типом диска Вы определились. Но встаёт следующий вопрос: как подобрать диск, который подойдёт именно на ваш автомобиль? И какие параметры нужно знать для правильного выбора? Скажем сразу, большинство производителей автомобилей в инструкции по эксплуатации авто полных размеров дисков не даёт, ограничиваясь лишь указанием посадочного диаметра и ширины диска, ну и в редких случаях указанием вылета диска. Недостающие параметры придётся узнавать у специалистов дилерского центра или продавцов.

Размеры штампованных и литых дисков.
Полная маркировка диска выглядит, например, следующим образом:
6.5Jx16 H2 5/112 ET50 dia-57.1. Теперь расшифруем:
6.5 – ширина обода диска (измеряется в дюймах) – ширина той части, на которую надевается шина;
J – форма бортовой закраины. Встречаются и другие обозначения, но простому автолюбителю это знать не обязательно;
x – обод неразборный (абсолютное большинство легковых дисков производится сейчас именно такими);
16 – номинальный посадочный диаметр (измеряется в дюймах). Это диаметр должен строго равняться посадочному диаметру шины. Недопустимо, например, устанавливать шину диаметром 16 на диск 16.5 дюймов.
H2 – Hump – небольшой кольцевой выступ, проходящий по ободу диска ближе к его закраинам. Он необходим для надёжной фиксации безкамерной шины на ободе. Цифра 2 в данном случае указывает на наличие 2-ух хампов, т.е. по одному около каждой из закраин;
5 – количество отверстий для крепления диска к автомобилю;
112 – PCD (Pitch Circle Diameter) – диаметр окружности, проходящей через центры крепёжных отверстий (измеряется в мм);
ET (возможны также написания OFFSET) – вылет диска (измеряется в мм) – расстояние от привалочной плоскости до воображаемой плоскости, проходящей через середину обода диска (в нашем случае 50мм);
Dia (возможны также написания D, Centerbore) – центральное отверстие (измеряется в мм).
Теперь разберёмся, какие из размеров можно изменить и в каких пределах, а какие должны остаться «нетронутыми».
Ширина обода зависит от ширины монтируемой на него шины. Например, шину 205/55R16 допускается устанавливать на диск шириной от 6 до 7,5 дюймов, при рекомендованной ширине 6,5 дюймов. Поэтому размер обода диска можно выбирать именно в этих пределах. Правильно подобрать шины к диску поможет таблица соответствия шин и дисков.
Посадочный диаметр – тут выбор ещё больше. Минимальный диаметр всегда указан в инструкции автомобиля и может увеличиваться практически до бесконечности. Но учтите, чем больше диаметр диска, тем ниже будет профиль шины, а это в свою очередь отрицательно сказывается на комфортабельности езды, но улучшается управляемость автомобиля на высоких скоростях.
Количество крепёжных отверстий – этот параметр остаётся без изменений.
PCD, в большинстве случаев, изменить также нельзя. Хотя у некоторых производителей литых дисков (OZ Racing, AEZ, DOTZ) предусмотрены специальные болты с эксцентриками, позволяющие прикручивать, например, диски с PCD 100мм на автомобили с PCD 98мм. На автомобилях у которых литые диски крепятся с помощью гаек такое невозможно.
Вылет – изменение вылета возможно в сторону его уменьшения. Но желательно, чтобы такое уменьшение укладывалось в пределы до 1см. В сторону увеличения числа вылета, как правило, изменения невозможны, т.к. чем МЕНЬШЕ число вылета, тем диск БОЛЬШЕ
“выходит” наружу автомобиля относительно колеса с «родным» вылетом, и наоборот. Таким образом при увеличении числа вылета диск будет больше утапливаться в машину, при этом значительно растёт вероятность того, что он упрётся в детали подвески или тормозных механизмов.
Центральное отверстие в штампованном колесе обязательно должно равняться диаметру ступицы автомобиля, для его правильной центровки на ступице. С литыми дисками ситуация несколько иная. В настоящее время большинство фирм, производящих литые диски, как отечественные, так и зарубежные, делают диски с универсальным центральным отверстием. А для центровки используют специальное центровочное кольцо, у которого внешний диаметр равен диаметру отверстия в диске, а внутренний диаметр равен диаметру ступицы автомобиля. Приведу пример. Диск размером 6.5×16 5/114.3 et45 dia-72.6 можно устанавливать на автомобили Mitsubishi, диаметр ступицы у которых 67.1мм и на автомобили Toyota, размер ступицы у которых 60.1мм. Так вот для того, чтобы не делать два разных литых диска производитель выпускает один диск с бОльшим центральным отверстием, в нашем случае 72.6мм и два центровочных кольца – первое 72.6/67.1 и второе 72.6/60.1. При постановке колеса на автомобиль кольцо вставляется в диск, после этого диск устанавливается на машину, центруясь на ступице, и затягивается болтами или гайками. После этого центровочное кольцо никакой нагрузки не несёт и никак не влияет на ходовые характеристики автомобиля. Центровочные кольца могут идти в комплекте с дисками либо поставляться за отдельную плату. Повторюсь, у штампованных дисков таких колец быть не может.

Литые диски. Подводные камни.
Ещё у дисков есть очень важный параметр, который в маркировке не указывается – максимальная нагрузка. Поэтому даже если диск по всем размерам подходит на ваш автомобиль, нагрузку лучше уточнить. У отечественных колёс её можно посмотреть в паспорте диска, у зарубежных – придётся поискать на их сайтах в интернете.
И последнее, что нужно иметь ввиду при покупке дисков, существует так называемый X-фактор – это когда, все размеры диска совпадают с необходимыми, но диск всё равно не встаёт на машину, упирается в детали подвески или тормозные механизмы. Это связано с самой формой выштамповки или спиц литья. Поэтому мы всегда рекомендуем своим клиентам перед бортировкой шины на колесо сначала примерить его на автомобиль на переднюю и заднюю ось, прикрутив на пару болтов и аккуратно прокрутив.
В настоящее время у абсолютного большинства производителей дисков на их сайтах в интернете есть каталоги гарантированной применяемости дисков. Если в таком каталоге есть ваш автомобиль и к нему есть понравившийся вам диск, то его можно смело покупать, значит он полностью подходит по всем параметрам.
Сейчас выбор сделать стало гораздо проще, чем может показаться с первого взгляда. Удачи Вам в покупке!

.